And it is a great achievement of ours that, with the support of the Ford Foundation, we have been able to digitalize them all and make 45000 items public through our online catalogue.
Next
And it is a great achievement of ours that, with the support of the Ford Foundation, we have been able to digitalize them all and make 45000 items public through our online catalogue.
Dr. Lev Nol is the Head of IT department at the Pushkin State Museum of Fine Arts (Moscow). He was one of the pioneers in the USSR who started implementing ICTs in museums 30 years ago. He was the person behind the first collections management system in the USSR which was created for the State Hermitage Museum in 1984.
Dr. Nol talks about the development of ICTs in the Pushkin State Museum and argues about the future of ICTs in the culture sector.
Read the original text in RussianRead the English translationRead russian versionQuestions
Как и очень многие, я мечтал стать артистом. Но артиста из меня не получилось, потому что плохим артистом я быть не хотел, да мне и не советовали, а чтобы быть хорошим артистом – таким, как Лебедев, как Миронов, это, извините, нужно иметь большой талант.
Я поступил в Московский Авиационный Институт. По окончании я получил специальность «инженер по приборному оборудованию летательных аппаратов». Вначале я работал в институте, который занимался проблемами управления летательными аппаратами. После этого был некий промежуток, когда я работал в институте по проектированию АСУ, и даже некоторое время работал свободным фотографом. А потом получилось так, что я поступил работать в научно-исследовательский центр по комплексным проблемам управления и развития отраслями культуры Министерства культуры СССР. Это было в декабре 1978 года. Туда я поступил на должность старшего научного сотрудника… Или завсектором, я уже не помню… В отдел, который назывался «Отдел информационно-поисковых систем». Отделом руководил генерал Павел Ефимович Жердев. Павел Ефимович через довольно короткий срок счел необходимым поменять место работы. И с 1979 года я был назначен заведующим отделом информационно-поисковых систем.
Задачи, которые решались в этом отделе, можно разделить на два направления. С одной стороны, это недвижимые памятники истории и культуры Советского Союза, с другой стороны – это деятельность музеев. Я должен заметить, что через какое-то время – по-моему, где-то в 1984 или 1985 году – научно-исследовательский центр был упразднен, и все эти работы перешли в институт «ГИПРОТЕАТР». И наш отдел в этом институте выполнял функции вычислительного центра Министерства Культуры СССР.
Отдел находился в помещении Министерства Культуры СССР на Арбате. В то время в Министерстве Культуры была установлена французская машина «In 5000», И на этой машине, практически, решались те задачи, которые необходимо было решать. Во второй половине 1980х годов появились персональные компьютеры, на которых было установлено программное обеспечение «Revelation».
Первым музеем, который проявил инициативу и с которым мы начали работать, был Государственный Эрмитаж. В 1984 году была разработана система научного описания Сасанидских монет. Эта система, довольно сложная, содержавшая такие изыски, как, например, «поворот головы царя», или «какие завитки на бороде у царя существуют» и т.д. В этой системе было порядка двухсот характеристик описания. И был создан паспорт, и было создано описание порядка полутора сотен Сасанидских монет. Эти данные были введены в вычислительную машину, и система начала работать.
Но, должен заметить, что жизнь показала, что такого рода глубокие научные описания не всегда могут быть достаточно эффективными в жизни. Действительно, почему? Спрашивается, сколько времени нужно на то, чтобы составить такое описание, ввести его в ЭВМ? Много часов. Сколько таких монет? Порядка 15 тысяч в Эрмитаже. Сколько человек в мире занимаются Сасанидскими монетами? Дай Бог, несколько десятков человек. Спрашивается, нужно это или нет? Т.е. мы первый раз столкнулись с ситуацией, когда сделать можно все, но насколько это эффективно, насколько это нужно –непонятно.
Второй музей, с которым мы начали работать – Музей Революции. В Музее Революции в то время работал Владимир Николаевич Фомин, руководивший музейным отделом. И вот вместе с Владимиром Николаевичем Фоминым мы сделали систему по коллекции знамен и по отдельным фрагментам живописи Музея Революции. Сейчас я работаю в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина. Владимир Владимирович Длугач, который работал в Министерстве Культуры СССР, а потом ушел работать в ГМИИ им. А.С. Пушкина главным хранителем, используя наши давние дружеские связи, обратился к Ирине Александровне Антоновой (прим. – директор музея) и сказал: «Ирина Александровна, давайте мы заведем у себя такой отдел».
Чем мы занимались… Первое, с чего мы начали – мы стали искать способ создания системы учета. Спрашивается, какое программное обеспечение взять? Мы пригласили двух специалистов из ИТАР-ТАССа и с их помощью подготовили программу, которые назвали «Ника». Эта система стала функционировать в музее с 1989 года, и просуществовала до 2002 года, накапливая сведения. Чем она нас перестала устраивать? Она была сделана в MS DOS. В этой системе были сложности при работе с изображениями. В принципе, была возможность сделать изображение, но это было не так просто. Были проблемы с созданием сетевой версии. И мы стали думать об альтернативе. Анализ, который мы провели, показал, что наиболее перспективным путем является использование «КАМИС». И с 2002 года у нас установлен «КАМИС», который работает по настоящее время и к которому особых претензий не имеется.
В 1996 году мы задумались о создании сайта. Мы посмотрели на музейные сайты, которые уже работали, и пришли к выводу, что лучше всего обратиться к Кириллу Александровичу Наседкину - в то время он работал в Дарвиновском музее, и, кроме того, уже занимался созданием портала «Музеи России». Задачи, которые мы ставили, создавая первый сайт – прежде всего, показать себя, рассказать про наш музей. В каком-то смысле, продвинуть его среди тех людей, которые живут не в Москве. И среди той возрастной группы, которая не очень склонна ходить в музеи. Потом, спустя десять лет, стало очевидным, что сайт пора менять.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, очень тесно сотрудничает с компанией ООО «Эпос-групп». Сотрудники этой компании раньше работали в разных военных организациях, и сегодня обладают совершенно потрясающими возможностями в технологии, связанной с обработкой изображения и с самыми разнообразными технологическими решениями. Мы заключили договор с «Эпос-групп» о создании портала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Портал включает в себя главный сайт и 15 сайтов-сателлитов. Сайт-сателлит отражает некие специфические особенности того или другого специального вида деятельности музея. Например, есть сайты по русской гравюре, по британской гравюре, по нумизматике, сайт нашего детского центра, и т.д. Главный сайт выполнен на восьми языках. Также на сайте доступны виртуальные прогулки.
А сейчас мы заканчиваем проект, который очень существенно обогатит наш сайт. Это виртуальная выставка, которая была сделана к столетию нашего музея. Т.е. виртуальное представление выставки к столетию музея, где вы сможете пройти по всей этой выставке, посмотреть на те вещи, которые были там представлены.
Мне кажется, что дальнейшее развитие информационных технологий в музейной деятельности должно идти по двум направлениям. Во-первых, ИКТ - это вспомогательная технология, а, во-вторых, эти технологии создают некую специальную сферу искусства, которая строится на компьютерных технологиях. Всевозможные инсталляции… Понятно, о чем идет речь.
Если, например, Вы спросите меня сейчас, а нужны ли, вообще говоря, информационные технологии в музее, в частности, нужны ли они в экспозиционной и выставочной деятельности? Я бы ответил так: нужны, но далеко не всегда. Иногда они мешают, иногда они необходимы. Когда, что и как следует использовать – это специальная творческая работа, очень тонкая, и нужно обладать и большим опытом, и высокой интуицией, для того, чтобы найти правильное решение.
I wanted to become an actor, as many did then. But I did not become one, ‘cause I didn’t want to be a bad actor, and I was told not to be one. And one should be very talented to be as good as Lebedev or Mironov.
I came to the Moscow Aviation University. I graduated with a specialist degree, and the specialty was an “Aircraft instrumentation equipment engineer”. I started working at the Institute for the Aircraft Controls Systems. Then I worked for another Institute that was designing ACSs (Automated Control Systems), and after that even worked as a free-lance photographer for a time. It so happened then that I joined the USSR Ministry Research Center for Culture Systemic, Management and Development Problems. It was December of 1978. I hold a position of senior research scientist… or a head of sector, I’m not sure… It was the Information Retrieval (IR) Systems Department, and in charge of it was a general Pavel Efimovich Zherdev. After a short while he decided to change his assignment. So in 1979 I became the head of IR Systems Department.
There were two kinds of problems that department dealt with. The first one was the monuments of history and culture of the Soviet Union, and second –the museums. Please note that our Research Center was closed in 1984 or 1985, so it was the ‘Gyproteatr’ Institute that continued to do that job. And our department acted like a USSR Ministry of Culture computation center.
Our department’s building was in Arbat st. and belonged to the Ministry of Culture. The Ministry owned the French computer called “IN 5000”. We used it to complete tasks we were given.
It was late 1980s when computers with the ‘Revelation’ software were introduced. It was the State Hermitage that was the first museum we worked with. The method of Sasanid coins classification was created in 1984. That method was rather detailed. It even had such options as choosing whether the beard of a king on a coin had curls or not, or at which angle king’s head was turned. That system had almost 200 options. The form to fill was created and about 150 coins processed. The data received was entered into the computer and the classification system started working.
It so occurred that the system so sophisticated wasn’t effective enough to use it in practice. Why? How much time one need to fill the form and to enter the data into the computer? Lots of hours. How many coins exist? The Hermitage possesses nearly 15 thousands of them. How many people around the world study them? Some dozens at most. So is that level of specification a necessity for a classification method? It was the first time we realized we could program nearly anything, but whether that would be necessary and effective or not was unclear to us.
Then we started working with the Museum of the Revolution. Vladimir Nikolaevich Fomin was the then head of the museology department. We worked together to classify the part of the painting and flags museum collections.
And now I work in the Pushkin State Museum of Fine Arts. Vladimir Vladimirovich Dlugach used to work for the USSR Ministry of Culture and then moved to the State Museum of Fine Arts to work as the chief curator. Being a friend of mine he contacted Irina Alexandrovna Antonova (the museum director) saying “Irina Alexandrovna, why don't we have an IT-department of our own?”
What we were working at... First of all we started working to create a collections management system. What software should we use? We invited two of the ITAR-TASS specialists to help us in a creating of a program called 'Nika'. This system started working in 1989 and it had been collecting data till 2002. Why did it become unfit for our tasks? That was MS DOS-based program. It had some problems with graphic files. One could create a picture of an object but it was rather difficult. And there was a problem of a network application of the system.
So we were looking for an alternative. We had made a research and as a result decided that the 'KAMIS' software is the most promising. This program has been working till now and we didn't have any problems working with it.
We decided to create a museum website in 1996. We observed for some other museums websites and thought it would be best to work with Kirill Alexandrovich Nasedkin. At the time he used to work in the State Darwin Museum and was one of the authors of the 'Museums of Russia' website.
Creating our first website we wanted to declare ourselves, tell people about our museum. Especially those people outside Moscow and demographic who aren't very interested in visiting museums. And in a ten years’ time it became clear we had to create a new website.
Our museum works with “Epos-group” company. Their employees used to work for the Army. They have a unique experience in advanced imaging technology and technics.
We set up a contract with 'Epos-group' to create the Pushkin State Museum of Fine Arts web portal consisting of the main website and 15 of its satellite sites. Those satellites are dedicated to the different museum areas of activity, e.g. to the Russian etching, British etching, numismatics, our Educational Centre, etc. The main website is presented in 8 languages. There are even virtual tours of the museums available. And now we’re finishing the update of our site to improve it dramatically. It is a new virtual exhibition dedicated to the museum centennial. It is a virtual tour of the real exhibition which makes it possible to see every object that was presented.
I think there are two possible directions IT-technologies for the museums will evolve. First of all ICTs can keep being merely a tool. Second of all they can create some special field of art, based on different computer technologies. All those installations… Well, you know what I mean.
You can ask me whether ICTs are essential for the museums and for the exhibitions in particular. I would say they’re useful but not always essential. Sometimes they can even be obstructing, and sometimes on a contrary. It is a really difficult and creative task to decide what and when must be used. One should be very experienced and insightful to make those decisions.
Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.