Онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ: как Государственный исторический музей отвечает на вызовы времени

25.11.2020

Об онлайн-курсах рассказывают методисты отдела образовательных проектов и мероприятий Государственного исторического музея 

Даниил Аникин Кирилл Никольский Кирилл Ткачёв

Первое, что нас, конечно же, интересует – как возникла ИДЕЯ создать такой курс именно в онлайн-формате? Занимался ли музей до этого подготовкой абитуриентов «офлайн»? 

Что касается идеи – то она зародилась внутри коллектива и точно выделить, в какой момент это произошло, вряд ли представляется возможным. Запрос на курсы по подготовке к экзаменам есть, но он направлен скорее на образовательные учреждения, так что никто не приходил в музей и не говорил «дайте нам курс подготовки к экзаменам», это скорее мы сами вышли в образовательное «поле» и предложили свои услуги.

У сотрудников Исторического музея был опыт проведения занятий для абитуриентов, в т.ч. для тех ребят, кто намеревался сдавать ЕГЭ по истории. В разное время эти занятия приобретали форму либо лекций, либо занятий в музейной экспозиции. Поскольку мы, т.е. сотрудники, которые занимаются проведением занятий с абитуриентами, на тот момент ещё не работали в музее, мы не можем сказать, по какой причине эти занятия в какой-то момент несколько лет назад прекратились. Факт в том, что нам пришлось фактически начинать разработку наших курсов с нуля. Пилотным нашим проектом в офлайн стала подготовка абитуриентов, намеревающихся сдавать экзамен по обществознанию. По истории аналогичный проект планировался к запуску, но именно в офлайн просто не успел появиться.

Причём если занятия по истории есть в других музеях, хоть и не в полном объёме курса истории России, то занятия по обществознанию – абсолютно уникальный проект, такого больше ни в одном музее нет.

Сколько времени понадобилось на разработку и запуск курса?

Курс для подготовки абитуриентов к экзамену по обществознанию был подготовлен весной 2019 года и запущен той же осенью. Соответственно, никто не планировал его перевод в онлайн – это случилось в абсолютно экстренном режиме, примерно как погружение подводной лодки в случае атаки с воздуха. Объективные обстоятельства диктовали необходимость а) продолжать занятия б) не выходить из дома. Поэтому в конце марта – начале апреля авторы курса, Даниил Аникин и Кирилл Ткачёв, были вынуждены напрячься и подготовить весь необходимый комплект материалов для перевода занятий в онлайн. Осенью 2020 года уже «по накатанным рельсам» проект продолжили сразу в онлайн.

Курс по истории, который разработали Кирилл Ткачёв и Кирилл Никольский, был разработан буквально за один месяц этой осенью, когда стало понятно, что с пандемией лучше не станет, и, соответственно, уже изначально планировался для онлайн-проведения, хотя у нас есть и несколько очных занятий на курс. Мы понимаем опасности пандемии, но всё же не можем лишить абитуриентов возможности проиллюстрировать для себя лекционный материал памятниками собрания Исторического музея. При условии соблюдения всех необходимых мер предосторожности, конечно.

При разработке материалов вы опирались только на внутримузейный опыт или вдохновлялись примерами других образовательных проектов (необязательно музейных)? Если да, то каких?

Материалы других конкретных образовательных проектов мы не привлекали, опирались на те (в первую очередь, картографические), которые есть в открытом доступе, но таких материалов у нас не очень много. В основном же иллюстрируют лекционный материал богатейшие материалы фондов Исторического музея. Уж если в учебниках часто попадаются фотографии или тексты наших музейных памятников, то нам самим при подготовке абитуриентов грех их не использовать. Мы перекрываем почти все темы, которые могут попасться на экзаменах, нашими предметами, которые позволяют школьникам связать сухой факт из учебника с каким-то вещественным свидетельством, а затем погрузить его в контекст исторического периода и, конечно, лучше запомнить.

Понадобились ли помощь и консультации специалистов со стороны или, опять-таки, всё нужное для запуска курса уже было в музее?

Всё нужное для запуска в музее есть, если у нас и возникнут какие-то трудности, то мы проконсультируемся с нашими сотрудниками из фондовых отделов. В этом смысле нам точно можно со всею твёрдостью опереться на свои силы.

Какова технология проведения занятий абонемента? И как оцениваются результаты учеников

По сути наши занятия представляют собой вебинар в лекционно-семинарском формате с демонстрацией дидактических материалов – т.е. презентаций с датами, именами, схемами и т.д., а также иллюстрациями и фотографиями музейных предметов. Надо сказать, что в условиях пандемии Исторический музей активизировал пополнение электронного каталога, так что сейчас нам стало заметно проще работать – в нашем распоряжении гораздо больше иллюстраций и фотографий, чем, скажем, в начале года. Знания школьников оцениваются по результатам выполнения промежуточных проверочных работ. Задания специально подобраны и сформированы с таким расчётом, чтобы проверить способность ученика как ответить на тестовые вопросы, так и высказать мнение по какой-либо исторической ситуации или спорной цитате из трудов историков.

Финансовый вопрос: разработка и запуск абонемента полностью «статья расходов» музея? Каков бюджет подобного проекта? И, соответственно, от каких цифр и задач отталкивались при ценообразовании билета на абонемент?

Весь курс разработан в рамках текущей деятельности и не потребовал никаких дополнительных затрат со стороны музея. Мы, разработчики, конечно, изрядно потратили нервов на его подготовку, но так, уверены, происходит у любых авторов с любыми проектами=)

Ценообразование оплаты занятий происходит в соответствии с распоряжением дирекции музея об оплате онлайн-занятий, которое было выпущено в этом году. Можно сказать, что мы сейчас примерно на среднегородском уровне по цене занятий.

Как этот продукт ищет своего «покупателя»? 

Трудностей, конечно, много. Для музея оба курса – абсолютно новые продукты, они не совсем вписываются в ту сетку маркетинга, которая у музея давно выработана. Да и ситуация диктует свои правила. Главным инструментом распространения информации являются информационные ресурсы музея, а они сейчас почти целиком брошены на привлечение посетителей на выставки, т.е. выполнение офлайн-плана, и поэтому не слишком много внимания уделяют нашим проектам. Приходится даже изыскивать, что называется, «внутренние резервы» - размещать информацию на личных страницах в соцсетях, привлекать людей через знакомых и т.д. Хочешь жить – умей вертеться=)

Беседовала Яна Дерендяева.