Расскажите, пожалуйста, как Вы начали работу в музее в Австралии?
Мы живем в Австралии уже пять лет, переехали по приглашению университета, в котором мой партнер получил стипендию. В России я работала в Отделе современного искусства в Государственном Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника, координируя различные выставочные проекты. Поскольку отдел небольшой, художники – ныне здравствующие, а проекты – по большей части выбивающиеся из эрмитажной рутины, приходилось держать руку на пульсе даже тех процессов, которые при «стандартных» выставках подхватываются другими отделами, а какие-то вещи и вовсе делать самостоятельно.
К моменту переезда, у меня был опыт координирования и согласования выставок и new comissions разной степени сложности, – и ноль уверенности, что весь этот багаж можно будет «перевести» на австралийскую почву. Мне казалось, что Эрмитаж – это какая-то особая реальность. Выяснилось, что волновалась я напрасно – опыт оказался вполне универсальным. Однако в австралийских реалиях стало понятно, что специфика моей предыдущей деятельности лучше всего подготовила меня к работе на фестивалях, галереях и аукционах, где маленькая команда занимается всем спектром вопросов – от фандрайзинга до публикаций, чем к государственным музеям, где существует довольно четкое распределение обязанностей между отделами.
С моей первой работой мне повезло – как раз в год нашего приезда команда Сиднейской биеннале искала сотрудников для подготовки своей 21 выставки и не побоялась взять совершенно нового человека без опыта работы в Австралии. Я получила должность координатора проектов, и большую часть времени провела на одном из островов в Сиднейском заливе - Cockatoo Island, где в старых ангарах кораблестроительного завода (попадающих под закон об охране памятников) и прочих индустриальных постройках разместились главные объекты выставки. Работа на острове включает в себя множество операционных головоломок, в основном сводящихся к тому, что туда надо завозить примерно все – от искусства, материалов и оборудования, до еды и людей, а баржа ходит раз в неделю и может сесть на мель, если ее нагрузить слишком сильно. Набор команды для монтажа и его организация также входили в задачи, которые пришлось решать моему старшему коллеге и мне.
Cockatoo Island
Опыт работы в музее в России в связке с опытом продакшена и логистики на биеннале, привел к тому, что мне удалось получить должность Менеджера проектов по установке (Installation Project Manager) в Национальной галерее Виктории (NGV).
Что входит в Ваши должностные обязанности?
Я работаю в отделе, который называется Exhibitions and Collections Operations, и фактически отвечает за все физические взаимодействия с предметами искусства (art handling): разгрузка/погрузка, упаковка/распаковка, монтажи/демонтажи выставок, техническая проработка new commissions с художниками и экспозиционной инфраструктуры – с дизайнерами, перевески коллекции, музейное освещение, перевозка произведений искусства между нашими тремя зданиями, ассистирование реставраторам и многое другое.
Погрузка на баржу.
Наша команда состоит из 11 человек, работающих на постоянной основе – full-time - за них отвечает мой начальник, и примерно 40 человек, работающих по гибкому графику – casual – за них отвечаю я. В мои обязанности входит забота об этом большом коллективе, формирование команд, которые будут заниматься монтажом того или иного проекта и графика работ, заказ оборудования и материалов, необходимых для нашей деятельности, координация различных этапов монтажа между различными отделами, и работа с художниками и студиями по подготовке new commissions.
В год мы делаем примерно 65 выставок (больше, чем недель в году) и три перевески коллекции в двух зданиях – поэтому скучать не приходится.
Монтаж работы художника Yukinori Yanagi, представлявшей собой лабиринт из контейнеров
Хочется отметить, что в Австралии art handler/установщик – это полноценная профессия, требующая соответствующего образования, высокого уровня технической подготовки и владения различным оборудованием. В профессию часто приходят практикующие художники, архитекторы и инженеры-строители.
Внутри музея мы больше всего взаимодействуем с несколькими другими отделами:
- Registration – Хранители, но без кураторской функции, отвечающими за учет произведений искусства (включая новые поступления), организацию их хранения и перемещения. Именно Registrars будут общаться с вами по поводу транспортировки, страховки, особых условий экспонирования и прочих подробностей, которые обычно отражаются в выставочном договоре или договоре о заёме/выдаче экспонатов.
- Conservation – Реставраторы. Тут особых отличий от российской системы нет.
- Exhibition design – Дизайн. В нашем музее роль отдела дизайна довольно велика – и соответственно велико количество выставочной инфраструктуры, разрабатываемой специально под какой-то проект - витрины, полки, подиумы и т.п. Наша команда всегда старается давать комментарий к дизайну – в основном с точки зрения безопасности установки, экспонирования и организации освещения.
- Exhibition Management – Отдел выставочного менеджмента, стоящего у истоков всей выставочной работы.
Отличается ли подход к музейной работе (с точки зрения сотрудника) в Австралии и России?
Мое самое главное впечатление от работы в Австралии – это “can do attitude”, настрой на решение проблем и поиск путей реализации проектов, даже в самых сложных условиях, а главное – на всех уровнях. Возможно, мне повезло с организациями, но, особенно поначалу, это очень воодушевляло. Никаких внутриорганизационных баталий, многодневных процедур согласования, томительных ожиданий возле кабинетов и охоты за подписями. Стандартная ситуация выглядит примерно так: «Скульптура очень тяжелая, превышает допустимый вес в этом зале. – Ок, не проблема, сейчас подумаем» и вот уже мы ищем инженеров, дизайн моделирует соответствующий постамент, хозчасть прорабатывает подпорки этажом ниже, куратор узнает у художника, можно ли какую-то часть скульптуры подвесить. С другой стороны, зачастую именно этот настрой на достижение невозможного и высокая планка ожиданий, вкупе со стремительным темпом работы становятся причиной профессионального выгорания.
The NGV. Монтаж скульптуры KAWS в атриуме
Особое место в деятельности австралийских музеев занимает работа с колониальным наследием. Австралийская колониальная история – трагическая и кровавая: коренное население истреблялось, вытеснялось со своих исконных территорий, и вплоть до 1967 не обладало гражданскими правами. Захоронения и традиционные места культа разорялись, и множество человеческих останков и священных предметов попали в музеи Австралии, Европы и Америки в качестве антропологических диковин. Поэтому деятельность музеев в этой сфере проходит по двум основным линиям: репатриация объектов культурного наследия – возвращение их в родные общины, и реформирование, и деколонизация музейных коллекций. Это работа осуществляется под наставлениями старейшин из общин, которым принадлежат объекты, и кураторов. При этом любопытно, что происходит не только смена и обновление музейных экспозиций, но и подходов к сохранению предметов. «Хранение» в европо-центричном каноне музейного деле часто приравнивается к прекращению использования предмета по назначению. Это не всегда рационально в отношении предметов других культур. Например, у нас в коллекции есть традиционный плащ из кожи опоссума, условия хранения которого предполагают регулярную, если не носку, то надевание – для того, чтобы он сохранялся и сохранял свою сущность – по канонам культурной памяти художницы, передавшей его в коллекцию.
The NGV. Монтаж выставки Terracotta Warriors and Cai Guo-Qiang. 10 тысяч фарфоровых птиц – их и вправду было 10 тысяч
Еще одна характерная черта австралийского музейного мира – особое внимание, которое уделяется безопасности – людей и экспонатов. К каждому выставочному проекту готовится пачка документов: risk assessment – для предметов искусства на экспозиции и safe work method statement – для команд, которые будут работать на строительстве и монтаже. Документы эти описывают все возможные неприятные сценарии развития событий, оценивают их вероятность, и предлагают основные упреждающие стратегии. Например, для минимизации риска повреждения работ с деликатной поверхность во время экспонирования, будут предложены такие меры как помещение работы в витрину, на подиум (на полтора метра от края), использование различных вариантов заграждений, или размещение неподалеку поста смотрителя.
The NGV. Монтаж выставки We change the world
Какие ресурсы про австралийские музеи с точки зрения профессионального опыта Вы бы посоветовали почитать?
Прежде всего сайты самих музеев: энциклопедические, краеведческие и художественные музеи есть в каждом австралийском штате. Коронавирус существенно расширил их онлайн присутствие, поэтому на многих сайтах можно найти бездну полезной информации. Кроме того, рекомендую ресурсы Australian Museums and Galleries Association и ее региональных отделений, и Australia Council for the Arts.
Если хочется актуальных новостей из мира австралийского искусства, сплетен и обзоров – то ваш пусть лежит на Artshub, правда, некоторые самые интересные статьи там доступны только по подписке. Если хочется слома музейного шаблона – ознакомьтесь с сайтом тасманийского музея MONA и поиграйтесь с их приложением The O.
Тем, кто интересуется искусством коренных народов Австралии – рекомендую поисследовать художественные центры в сердце австралийского континента через сайт их объединения.
Беседовала Аня Михайлова