Что нужно знать о реконструкции/cтроительстве музейного здания

19.03.2019
Что нужно знать о реконструкции/cтроительстве музейного здания

Впервые я побывала на конференции Building Museums Symposium в 2017 году. В этот момент я дописывала PhD, посвященную истории строительства и реконструкции здания ГИМа, и как раз перешла от исключительно социокультурного анализа к разговору о музейном здании как продукте менеджмента. Доклады, прозвучавшие на конференции, часто посвященные именно facility management, стали для меня на тот момент своеобразным откровением. Неужели о музейном здании можно говорить с таких прикладных позиций?

Конференция, организованная Среднеатлантической музейной ассоциацией (Mid-Atlantic Museums Association), дает возможность взглянуть на музейные здания с точки зрения менеджмента, инфраструктуры, инженерии, строительства. Обсуждение музейных вопросов в таких ракурсах воспринимается довольно необычно, ведь в нашем контексте разговор о музейных зданиях чаще всего строится вокруг творческого замысла архитектора, стиля, особенностей внешнего облика, возможно - включения в окружающую застройку.

Хочется обратить внимание на структуру программы. Как это часто бывает на зарубежных музейных конференциях, в первый день проходят тематические экскурсии и первый вечер с угощениями и напитками. Так как конференция посвящена строительству и реконструкции, то и экскурсии были организованы либо по недавно обновленным пространствам, либо по тем, что еще закрыты на реконструкцию. Так, попасть в Музей статуи Свободы не удалось - все места оперативно раскупили. Да, обычно билеты на экскурсии и воркшопы продаются отдельно от общего билета на конференцию.

Я пошла на экскурсию в Музей Мемориала 9/11. Нас встретили несколько сотрудников, и всех участников разделили на группы по интересам. Я выбрала ту, что была посвящена разговору о создании экспозиции. Сразу оговорюсь, что рассказ был довольно поверхностным, он скорее напоминал обзорную экскурсию, а не действительно рассказ о процессе подготовки контента и включения его в сложное экспозиционное пространство.

Что показалось важным: такие понятия как intepretive planning и programmatic space planning, то есть определение общего сценария и содержания предшествует собственно проектированию пространства. Не новость, но в отечественных проектах подобного рода очень часто стройка начинается раньше, чем готов проект музея. 

Экспозиционное пространство можно разделить на три содержательных элемента:

  • подлинное место: именно здесь произошла трагедия, остались элементы несущих конструкций, в экспозиции - подлинные вещи;
  • память о погибших - мемориал;
  • место, где можно прикоснуться к истории и осознать трагедию как часть истории.

    Пространство выстроено таким образом, что нет жесткого маршрута. Два тематических раздела - история трагедии и мемориальный зал - расположены так, что мимо них можно пройти. И при этом всем равно получить впечатление, прикоснуться - за счет крупных объектов, таких как уже упомянутые несущие конструкции, а также поврежденные автомобили и арт-объекты. Кстати, фотографировать в мемориальной и исторической экспозициях нельзя.

Посмотрите на масштаб пространства. Музей работает на самоокупаемости, основные источники дохода: продажа билетов (в пиковые дни до 14 тысяч человек в день), сувениров, кафе. В штате 160 сотрудников.

В следующие два дня были доклады, по четыре сессии параллельно. Каждая сессия - представление одного проекта или темы. Важно, что в случае представления проекта строительства/реконструкции музейного здания выступали как представители музея, так и подрядчики, позволяя увидеть весь проект в комплексе. 

Я сфотографировала слайды одной сессии, на которой, фактически, был рассмотрен последовательный план по капитальному обновлению/строительству здания. Посмотрите альбом в Фейсбуке.

Если коротко: обновить/построить здание музея - длительный, дорогостоящий процесс, которому должен предшествовать важнейший этап планирования и исследования, причем не только содержательной части, но инфраструктуры, орг. структуры, расходов на дальнейшую эксплуатацию. Один из инструментов проектирования - информационное моделирование зданий (BIM - building information modelling). Это не просто воссоздание на компьютере трехмерного облика объекта, но, по сути, создание базы данных о здании, где каждый элемент наделен свойствами, и изменение одного элемента влечет за собой изменение всех остальных элементов. BIM - пока сравнительно новая тема для музейной сферы в России, об этом я еще расскажу подробнее в следующих постах.

comments powered by HyperComments