Blog

Hi there,
My name is Anna Mikhaylova, and I'm the founder of this project. At the beginning, this blog will mostly be about museum computing in Russia, but later it might become wider. Brief information about me: worked as a tour guide in Peterhof and St. Petersburg, spent two years at the IT department of the Kunstkamera Museum, graduated from St. Petersburg State University, currently a student at Leicester University and independent museum consultant.

Доклад TrendsWatch 2017

March 31th 2017

Центр будущего музеев опубликовал доклад о трендах 2017 года. Вместе с Анной Лещенко (РГГУ) и Дарьей Градусовой (IMT School for Advanced Studies) мы подготовили конспект доклада на русском языке, который и предлагаем вашему вниманию.

A Mile in My Shoes: closing the empathy deficit 

Почувствуй себя на моем месте: дефицит сопереживания

Конспект подготовлен Дарьей Градусовой

Эмпатия помогает людям выстраивать доверие, сочувствие и сопереживание влияют на уровень человеческого счастья. За последние 40 лет учеными замечается спад уровня эмпатии на 48%. Отмечается, что уменьшение уровня сочувствия и сопереживания может привести к враждебности и нетерпимости. В США это явление связывают с большим количеством разных причин: эпидемией одиночества, уменьшением доверия в обществе, буллингом, влиянием видеоигр, социальных сетей, ожиданием успеха, жизнью отдельно от семьи и социальной изолированности.

Понижение уровня эмпатии имеет особенное значение в нынешнее время глобальной миграции, которая может влечь за собой ксенофобию и дискриминацию. В США эксперты из разных областей разрабатывают стратегии, способствующие повышению эмпатии. Например, Национальный Фонд Искусств проводит тренинги по эмпатии и навыкам коммуникации в школах. В Датских школах эмпатии уделяется столько же времени, сколько математике и литературе.  Канадская программа “Корни Эмпатии” для занятий в школах показала, что ее внедрение в систему обучения снижает враждебность и высмеивание.

Умение сочувствовать и ставить себя на место другого человека важны для восприятия, которое влияет на такие аспекты как, например, бедность, бездомность, безработица, финансовое неравенство. Стэнфордская Лаборатория Виртуального Человеческого Взаимодействия сделала проект виртуальной реальности “Эмпатия в Масштабе” для привлечения внимания к проблеме бездомности, часть этого проекта тестировалась в Музее Инноваций в Сан Хосе (Калифорния).  Через очки виртуальной реальности Окулус посетитель мог представить себя на месте бездомного.

На этой карте можно сравнить страны по рейтингу эмпатии. Розовый цвет означает низкий уровень эмпатии, а красный - высокий. Россия входит в список стран с низким уровнем сопереживания и сочувствия.

Музейные примеры:

Основан Австралийским философом Романом Крзнавицом (Roman Krznaric), изучающим эмпатию, и куратором Клэр Пэти (Clare Patey) в 2015 году.

страница в Фейсбуке: https://www.facebook.com/empathymuseum/

Музей создал передвижную выставку-инсталляцию с дословным переводом “Пройди милю в моих ботинках”, то есть “Почувствуй себя на моем месте”, в которой посетитель может надеть любую пару обуви и пройтись в ней, одновременно слушая аудиозапись истории владельца этой пары обуви.

страница в Фейсбуке: https://da-dk.facebook.com/menneskebiblioteket/

Путешествующая библиотека, которая предлагает выбрать человека (а не книгу), с которым посетитель библиотеки предпочитает побеседовать для того, чтобы узнать что-то новое. Формат общения один на один располагает к открытости и безопасности общения и к вызову возможным стереотипам. С 2000 года проект посетил 70 стран и сотрудничал с несколькими музеями.

страница в Фейсбуке https://www.facebook.com/Brokenships/

Музей о том как мы любим и теряем. Любой желающий может отдать в музей предмет, который связан с его разорванными отношениями. Это универсальный опыт, который объединяет каждого человека вне зависимости от классовой, расовой, возрастной, религиозной принадлежностей. В музее представлены предметы и истории, связанные с ними. Также музей предлагает реабилитацию через креативность.

Что это означает для музеев:

Музеи помогают людям понять друг друга. Иммерсивный и возбуждающий сопереживание сторителлинг в музеях может быть фактором, который способствует повышению уровня эмпатии. Ребекка Херц, выступавшая в роли консультанта в одном из проектов Tenement Museum в Нью-Йорке (многоквартирный музей о жизни иммигрантов) отметила, что во время или после тура посетители чаще проявляли эмпатию к семьям иммигрантов, представленных в музее, чем сопоставляли истории этих семей с нынешними социальными проблемам или с историей своей семьи. Эксперты в области новых медиа стратегий Майкл Эдсон (со-создатель и руководитель цифрового отдела в UN Live Museum for Humanity) и Роб Стайн предлагают музеям не бояться экспериментировать с внедрением иммерсивного сторителлинга для повышения уровня эмпатии.

Музеи могли бы:

  • Измерить и оценить их стратегии обучения эмпатии и другим эмоциональным навыкам

  • Создать пространство, в котором можно общаться с незнакомцами с разными бэкграундами

  • Следить за движением “The Empathic Museum”, созданным в 2014 году для того, чтобы музеи могли делиться своим опытом и наблюдениями на тему эмпатии и ее показа в музее

Let Justice Roll Down: the next horizon of civil rights

Да восторжествует правосудие: Перспективы развития гражданских прав

Конспект подготовлен Анной Лещенко

Распространение осведомлённости о гражданских правах и борьба за них становятся мировым трендом, ведущим к критическому пересмотру существующих правовых структур и институтов. Катализатором этого тренда стали снижение социальной и экономической мобильности населения, что отразилось в росте протестных движений и смене политических режимов. Музеи через свои программы уже подключаются к привлечению внимания общества к проблемам и перспективам развития гражданских прав, но, по мнению авторов TrendsWatch, этого недостаточно. Авторы призывают музеи воспользоваться возможностью проанализировать, насколько организационная структура музеев демократична.

Комментарий А.Л.: равенство возможностей среди штатных сотрудников музеев и других институтов в США сейчас одна из наиболее острых тем. Одной из самых обсуждаемых тем в 2016 году было низкое количество женщин и меньшинств – как этнических, так и представителей ЛГБТ-сообщества – среди директоров и администрации музеев и галерей. Кроме этого, всё чаще говорят о том, что система связей между отделами музеев недостаточно горизонтальна и по сути является неэффективной и архаичной для XXI века.

В США, ставших местом самого большого количества заключённых в мире, проблема неравенства прав ощущается особенно остро в системе уголовной ответственности, ведущей к тюремному заключению. Наиболее наболевший вопрос – о законодательстве, по которому наказуемы незначительные нарушения, меняющие жизнь заключённых. Широкое использование социальных медиа и привело к росту гражданской журналистики (“citizen journalism”), что, в свою очередь, позволило увидеть сцены ареста, которые никогда не показывали в официальных СМИ.

Что это означает для музеев:

Авторы отчета призывают музеи стать местом диалога об экономических, культурных и политических последствиях неравенства прав. А также стать местом, выступающим за социальную справедливость и помогающим залечивать раны (place of healing)

Музейные примеры:

  • Сотрудники музея Восточной государственной тюрьмы, создавая выставку “Тюрьмы сегодня: Вопросы в эпоху массовых арестов” ушли от нейтрального показа в сторону темы необходимости реформы тюремной системы. Первое, что видит вошедший на выставку, – это крупная надпись: «Массовое лишение свободы не работает». Выставка направлена на эмпатию со стороны посетителей.

  • Холм Конституции в Йоханнесбурге, ЮАР, – место заточения Нельсона Манделы, Махатмы Ганди и других известных общественных деятелей. Бывшая тюрьма была превращена в музей, рассказывающий о системе правосудия, которая может быть использована для репрессий и сохранения статуса-кво.

  • Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк в штате Массачусетс в 2006 году предложил альтернативную программу прохождения заключения для подростков, демонстрируя переход от наказания к образованию. 5-недельная программа состоит из встреч в залах музеев и галерей, письменных заданий и упражнений, которые нацелены через искусство помочь подросткам пересмотреть их действия и раскрыть и осознать свой потенциал.

Музеи могли бы:

  • Чаще поднимать темы, связанные с нарушением прав, в рамках выставочных и образовательных программ.

  • Способствовать атмосфере эмпатии через встречи посетителей с бывшими заключёнными.

  • Отойти от нейтральной позиции в сторону показа негативных сторон институтов правосудия и необходимость реформ.

  • Пересмотреть кадровую политику музея. В США в 150 городах запретили в анкетах о приёме на работу указывать пункт о тюремном заключении. Музеи могут помочь бывшим заключённым получать образование и принимать их на разные должности в музей.

The Rise of the Intelligent Machine

Восхождение разумной машины

Конспект подготовлен Анной Михайловой

Компьютеры начинают делать вещи, которые традиционно считались прерогативой человека - учиться на собственном опыте, интерпретировать язык в широком контексте и делать предсказания. Появляющиеся формы искусственного интеллекта (artificial intelligence (AI)) уже работают с огромными массивами данных. Смогут ли машины заменить людей в некоторых профессиях? Будущее таит как возможности, так и угрозы.

Комментарий А.М.: мы сталкиваемся с работой разумных машин ежедневно. Самым простым примером будут поисковые системы, которые выдают результаты, релевантные нашим предыдущим запросам, а также ленты новостей в социальных сетей. Ленты новостей формируются благодаря алгоритмам, которые анализируют наше поведение (кому мы ставим лайки, где оставляем комментарии, в каких местах чекинимся). Алгоритмы регулярно меняются. Например, посмотрите, что было актуально для Фейсбука в 2015 году.

Музейные примеры:

  • Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна Норвегии использует возможности искусственного интеллекта для анализа учетных записей в базе данных. Компьютер добавляет метаданные к учетным записям, а также выстраивает связи между ними.
  • Проект Recognition, показанный в галерее Тейт со 2 сентября по 27 ноября 2016 года, стал победителем премии IK Prize 2016. Алгоритм анализировал фотографии новостного агентства Рейтер и сопоставлял их с изображениями предметов из коллекции музея. Алгоритм учитывал цвета и композицию, распознавал лица. Виртуальная галерея проекта: http://recognition.tate.org.uk/
  • Музей на набережной Бранли выпустил в экспозиционное пространство робота, способного анализировать выражения лиц посетителей и соотносить их с экспонатами, на которые они смотрели. Глядя на лица посетителей, робот "учился" реагировать на экспонаты - улыбаться или же демонстративно проходить мимо.

Музеи могли бы

  • Использовать технологии искусственного интеллекта для оптимизации текущих операций и в качестве инструмента, помогающего сотрудникам.
  • Анализировать собственные базы данных, чтобы предсказать момент, когда без помощи искусственного интеллекта эффективное управление такими объемами данных будет невозможно.
  • Стать площадкой для обсуждения возможностей и сложностей, связанных с искусственным интеллектом.

Комментарий А.М.: даже если технологии пока недоступны для использования, можно знакомить коллектив музея с возможностями, которые они дают. Показывать фильмы, посвященные новейшим разработкам, приглашать специалистов в области ИТ для консультаций. Рано или поздно разумные машины станут частью повседневности, и чем раньше будут осознаны возможности и угрозы, тем эффективнее будет их использование.

Авторы доклада видят потенциал использования AI в следующих областях:

  • взаимодействие с посетителями, в частности, ответы на вопросы с помощью музейных баз данных, а также исследований, опубликованных в Интернете;
  • управление массивами данных, в частности, созданных в цифровом пространстве;
  • упрощение доступа к коллекциям, например, использование самых разных, не всегда узко-специализированных терминов для описания музейных предметов в базах данных, что позволит любому человеку найти интересующий его предмет; перевод текстов на другие языки (то, что уже делает приложение от Google);
  • определение подлинности экспонатов; речь идет о том, чтобы обучить машины мастерству оценки экспонатов на их принадлежность к определенному стилю. В этом пункте авторы доклада практически не дают комментариев.

Комментарий А.М.: всем, кто заинтересовался данной темой, рекомендую подписаться на канал Андрея Себранта (директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс») в Telegram https://telegram.me/techsparks

Reshaping the World: migration, refugees, and forced displacement

Меняя мир: миграция, беженцы и принудительное перемещение

Конспект подготовлен Анной Лещенко

Вводя этот тренд, авторы ссылаются на слова Александра Беттса, директора Центра по изучению проблем беженцев Оксфордского университета, о том, что беженцы и принудительное перемещение (forced displacement), вероятно, станут определяющим фактором истории XXI века. Миграция всегда была одним из постоянных явлений в истории человечества, но именно сейчас недобровольная миграция приобретает колоссальные объёмы. По данным ООН, сегодня в мире 65 миллионов беженцев, более половины из них дети – это самый высокий показатель со времён Второй мировой войны. Недавние события в Европе понизили уровень эмпатии и доверия общества к беженцам и привели к росту национализма.

Нужно помнить, что феномен миграции имеет много форм и граней. Авторы TrendsWatch ссылаются на исследования, демонстрирующие, что беженцы – не только обуза, но и ресурс экономической и социальной активизации. Кроме этого, есть проблема, которую многие игнорируют: дети-мигранты, которым нужна дополнительная поддержка, чтобы пережить травмы и ассимилироваться.

Одна из недавних, но быстро развивающихся тенденций в миграции – «климатические беженцы», вынужденные переезжать из-за изменения климатических условий. К 2050 году ожидается, что количество таких мигрантов возрастёт до 50-200 миллионов людей.

Музейные примеры:

  • В 2013 году Мемориал жертвам Холокоста в Милане, открытый на 21 платформе вокзала, откуда отходили поезда в концентрационные лагеря, – крупно написали в атриуме мемориала «Равнодушие», чтобы напомнить публике, что холокост – результат апатии. В июле 2015 года, когда в Милан стали прибывать беженцы из Африки, музейные сотрудники, не выгоняли их, а, наоборот, помогали, выдавая полотенца и туалетные принадлежности и разрешая пользоваться их туалетной комнатой, а также выдали им раскладушки.
  • В 2014 году Хартвиг Фишер, директор Государственных художественных собраний Дрездена, в разгар анти-мусульманских и анти-иммигрантских настроений повесил на фасад музея баннер со словами «Государственные художественные собрания Дрездена. Произведения с пяти континентов. Дом, полный иностранцев. Гордость Свободного государства Саксония».
  • Совместно с благотворительным фондом 'Investing in People’ Институт современного искусства Мидлсбро (MIMA) в Англии в 2016 году запустил проект под названием «Если бы все отношения были о поиске равновесия, то это здание растворилось бы» (“If All Relations Were to Reach Equilibrium, Then This Building Would Dissolve”), который не только включал выставку о проблемах местных мигрантов, но и пригласил этих мигрантов бесплатно обедать и пользоваться интернетом в музее.

Музеи могли бы:

  • обращая внимание на проблемы мигрантов, связать свою миссию с современными событиями и привлечь новые сообщества.
  • многому научиться у иммигрантов, нанимая их на работу и приглашая делиться тем, как музей может работать с их сообществом. Министерство культуры Германии наняли беженцев из Сирии, чтобы они проводили экскурсии в музеях Берлина для других беженцев на их родном языке.

Failing Toward Success: the ascendance of agile design 

Неудача в пользу успеха: влияние аджайл дизайна

Конспект подготовлен Дарьей Градусовой

Все больше организаций понимают, что провалы являются незаменимой частью в процессе создания проекта. В нынешней среде важно пробовать новые подходы и привыкать идти на риски. Особенно музеи не должны бояться идти на риск и не соответствовать существующей системе идеализированного музея. Интерес к принятию неудач в рабочем процессе показывает сдвиг от традиционных моделей к более адаптивным и гибким моделям организаций - моделе аджайл дизайна. Быстрое тестирование новых моделей и их постоянное улучшение уменьшает долгосрочный риск и затраты на теоретически идеальную модель.

В рабочей среде модель быстрых тестирований новых идей требует обстановки, в которой ценится интерес экспериментировать. В последние несколько десятилетий появилось достаточно много разных методологий и подходов, в рамках которых можно делать небольшие эксперименты и учиться на неудачах. Например, Amazon, Google, Pixar, Hewlett Packard сначала проводят небольшие тесты, а потом прорабатывают большой проект из полученных результатов. Организация Lean Startup Movement помогает компаниями определить свою нишу через постоянный тестинг идей по методологии Scrum. Изначально Scrum это методология разработки программного обеспечения, которая теперь применяется в разных областях. Суть этой методологии лежит в разработке продукта короткими циклами - в возможности изменения продукта и быстрого внедрения этого изменения, а также во взаимодействии заказчика и разработчика на всех стадиях.

Комментарий Д.Г. : Кстати, Lean Startup Machine есть и в Москве, https://www.leanstartupmachine.com/cities/moscow.

Личный опыт: Приняла участие в двухдневном воркшопе, организованном Lean Startup Machine, где с командой тестировала идею о новом формате выставок. Всего за один день мы провели несколько опросов в городе для валидации нашей идеи, создали тест онлайн и получили опыт интенсивной групповой работы. Это отличный формат для получения представления о том как можно быстро протестировать, изменить и внедрить свою идею.

Что это означает для общества:

Профессиональная среда XXI века требует новых навыков, которые сложно развить через традиционную систему образования, заточенной на запоминания фактов. Образовательные системы должны развивать критическое мышление, адаптацию, креативность, исследовательские навыки, настойчивость и умение работать в группе, экспериментирование, любопытство. Видеоигры как раз являются безопасным пространством, в котором ребенок учится на ошибках. Модель продуктивных ошибок из видеоигр может быть применена и в других областях, то есть ошибка должна стать нормальной частью процесса, в котором есть моментальный комментарий об ошибке для того, чтобы двигаться дальше и улучшать процесс.

Что это означает для музеев:

Музеи обычно пытаются сделать все идеально с первого раза из-за иерархической системы музейного менеджмента. Некоторые музеи пробуют изменить внутреннюю структуру, которая не поощряет риск и возможную неудачу. Изменения в музейной сфере происходят довольно долго, но они нужны на всех уровнях институционного управления, иначе музеям грозит сильное отставание от других сфер. В США музеи признали эффективность быстрого тестирования и начали давать гранты на короткие годичные проекты.

В последние несколько лет музеи создали лаборатории как формат, в котором сотрудники музея могут пробовать что-то новое без ограничений институционной системы.

Лаборатории музеев: Cooper-Hewitt Labs, the Metropolitan Museum of Art’s MediaLab, IMA Labs at the Indianapolis Museum of Art, Louvre-DNP Museum Lab, and the Carnegie Museums’ Innovation Studio.

Музейные примеры:

  • Институт Искусства в Миннеаполисе попробовал сделать изменения в менеджменте целой организации - перейти от довольно жесткой системы (детальные планы, строгие сроки) к более гибкой (разработка короткими циклами и привлечение публики во время дизайн процесса). От иерархической системы и традиционного процесса утверждения решений на каждом этапе сотрудники перешли к системе само-огранизующихся групп без иерархической системы. Опыт работы внушил руководителям доверие к процессу и показал, что проведение тестов с участием музейных посетителей быстро приводит к улучшению задуманных идей. Результаты работы в рамках аджайл дизайна (гибкого процесса) привели к улучшению музейного сайта и созданию онлайн ресурса “ArtStories” - оцифрованная коллекция музея, где о каждом предмете можно получить общую информацию и место нахождения объекта в музее, детали предмета с объяснениями и дополнительную информацию, помогающую понять предмет в контексте истории. Ориентация на пользователя дает публике осмысленную роль в процессе создания музейного проекта и делает его участие важной частью процесса.

  • Музейный спринт (museum sprint) - длится 1-2 полных дня и является эффективным подходом к быстрому исследованию проблемы и поиску новых решений. Например, Музей Искусства в Финиксе (Аризона, США) направил сотрудников по образовательной части изучить мотивацию их посетителей и создать музейный гид. Британский Музей использовал тот же самый интенсивный подход для создания новых решений навигации. Вместо ориентации на мнения руководителей отделов или стейкхолдеров музея, они ориентировались на мнения посетителей (user-centered approach).

Комментарий Д.Г. : В образовании музейному дизайну в США тоже практикуется такой подход и называется charrette - поиск решений для определенной проблемы в короткие сроки. Иногда его применяют и компании дизайна выставок. Этот подход позволяет мыслить более свободно, фантазировать без ограничений и экспериментировать.

  • Шон Келли, директор музея Восточной государственной тюрьмы (Филадельфия, США), популяризировал сессию об ошибках в музейной практике в контексте ежегодной конференции Альянса Американских Музеев (ААМ). На этой сессии можно поделиться историями о провалах. За “хороший” провал награждают трофи “ААМ Полный Провал”.

Музеи могли бы:

  • Делать маленькие эксперименты, чтобы показать коллегам или руководителям как работает методика аджайл дизайн https://hbr.org/2016/06/what-design-thinking-is-doing-for-the-san-francisco-opera

  • Адаптировать дизайн методологии для создания выставок, мероприятий, программ и сервисов https://www.ideo.com/post/experienceinnovation

  • Пересматривать свои стратегии и продуктивно использовать риски

  • Поменять восприятие неудач и сделать неудачи естественной частью процесса

  • Присоединиться к группе музеев, которые делятся своими неудачами и экспериментами (через собрания, блоги, воркшопы, клубы, конференции)

Текст доклада на английском языке можно скачать здесь: http://www.aam-us.org/resources/center-for-the-future-of-museums/projects-and-reports/trendswatch/trendswatch2017 Вам потребуется ввести email, чтобы получить доступ к pdf.

comments powered by HyperComments