Ежегодная конференция MuseumNext прошла в Женеве с 19 по 21 апреля 2015 г.
Джим Ричардсон - основатель конференции MuseumNext. Фото автора
В этом году на конференции побывало рекордное количество специалистов из России. Я насчитала 13 человек! Отмечу, что это были как сотрудники музеев (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Политехнический музей), так и представители бизнеса (например, компания "Крок").
Фото автора
Кстати, сама конференция стала самой представительной за всю историю: более 600 участников из 39 стран.
Пленарное заседание в здании бывшей электростанции. Фото автора
Добавлю, что в этом году был докладчик из России - Михаил Яковенко из Политехнического музея.
Вот некоторые моменты, на которые мне хотелось бы обратить внимание:
- Темы конференции стали глобальнее и обширнее. Это можно было заметить уже по Call for Papers, куда впервые была включена архитектура. На мой взгляд, произошел концептуальный сдвиг от обсуждения технологий к анализу более широких тем - музейного пространства, здания, инфраструктуры, выставок. Кстати, keynote был именно про пространство музеев и городов и их взаимодействие. Gail Dexter Lord (со-автор The Manual of Museum Planning, The Manual of Museum Management, и др.) затронула тему soft power - мягкой власти - частью которой могут стать и культурные институции. В августе выходит сборник статей Cities, Museums and Soft Power, в котором 14 экспертов расскажут о 10 кейсах, представив практики со всех континентов.
- Как заинтересовать современного тинейджера, привыкшего использовать сразу несколько экранов?
- Своеобразной провокацией стал доклад Stephen Feber, по мнению которого музей будущего будет работать как Гугл - выдавать информацию по запросам, представлять из себя информационную систему, которой, по сути, не нужно здание. Главное - удобство доставки контента.
- Куратор больше не является единственным и главным в принятии решений относительно выставок.
- Создание выставки - командная работа.
- Музей должен выйти из зоны комфорта и пригласить к работе специалистов разных профилей, в том числе - фрилансеров.
- Необходим постоянный анализ проектов и аудитории, на которую они рассчитан.
- Хорошим музейным сайтом является тот сайт, по главной странице которого понятно, что представляет из себя музей.
- Можете ли вы сформулировать цель выставки в одном предложении?
- Думаете ли вы о том, что хотите донести до посетителя?
- реорганизация структуры управления и обновление кадрового состава
- создание с нуля полноценной ИТ инфраструктуры на всех площадках, которые теперь занимает Политех
- внедрение новых методов работы с аудиторией: расширение круга мероприятий, а также активное использование цифровых каналов коммуникации
Один из самых популярных твитов конференции принадлежит Джасперу Виссеру
Музеи должны конкурировать не между собой, а с Икеей и пляжами (в случае России, видимо, с телевизором и диваном).
В дополнение: рекомендую посмотреть TEDx Broadway с Sree Sreenivasan (Chief Digital Officer в Метрополитен), который говорит о внимании как самом ценном ресурсе в наше время.
Технологии
Я впервые попробовала Oculus Rift - шлем виртуальной реальности. Девайс, хорошо знакомый любителям компьютерных игр, предлагается использовать в музеях. Честно говоря, ощущения крайне противоречивые: я смогла выдержать буквально пару минут такого "погружения" в виртуальный мир, после чего у меня закружилась голова.
Фото автора
Музеям предлагается сделать тур на основе существующей экспозиции, либо создать пространство, не имеющее аналогов в реальности.
- Компания GulliVR (Швейцария)
- Компания ChroniclesVR (Великобритания)
- Список игр, доступных на Oculus Rift
Изучая эмоциональный отклик, можно составить совсем иной план экспозиции и соотнести его с тем, что задумывалась изначально:
Слайд из презентации Jake Barton (основатель Local Projects)
Про организацию конференции
В этом году конференция проходила на нескольких площадках, находящихся примерно в 10-15 минут ходьбы друг от друга. Учитывая насыщенность программы (3, а иногда даже 4 сессии шли одновременно), очевидно, что посещение сессий было крайне выборочным. На мой взгляд, такое решение было ошибочным. Если бы сессии проходили в одном здании (например, в гостинице, как это часто бывает на конференциях Museums and the Web и Museum Computer Network), то у участников был бы шанс услывать куда больше выступлений.
Также далеко не все сессии содержали элемент дискуссии: модераторы задавали вопросы каждому докладчику по отдельности, не проводя общую дискуссию (так было на тех сессиях, где удалось побывать мне). Мне кажется, что оптимальный формат таков: 3 докладчика с выступлениями по 20 минут, а потом 30 минут на общую дискуссию с вопросами из зала.
Итоги
Если в прошлые годы основной акцент был сделан на аудиторию и ее вовлечение (и развлечение) при помощи технологий, то теперь в фокусе внимания - управление персоналом и лидерство, трансформации музейного пространства, взаимодействие с городской средой. Мыслить шире и выходить за границы зоны комфорта - вот что может стать залогом успеха в ближайшем будущем.
Полезные ссылки:
Мои твиты можно посмотреть здесь
@MuseumNext в Твиттре
Конференция CultureGeek в Лондоне, 17 июня
MuseumNext в США: заявки на участие с докладомпринимаются до 24 мая
Отчет о конференции, подготовленный Kelly Forbes (Museums Galleries Scotland)